+375 17 357 85 79

Адрес : г. Минск, ул. Первомайская, д.3, (Крытый каток)

         

ПСИХОЛОГИЯ: РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В СПОРТЕ

Роль родителей в детском спорте

 Сложно недооценить роль родителей в спорте. И одной  задач спортивной психологии является изучение родительской роли в детском спорте.

 Существует  много интересных исследований, которые изучают данную тему. Все эти исследования показали, что климат, создаваемый родителями, влияет (положительно или отрицательно) на спортивный опыт ребенка.

 Ниже приведены некоторые выдержки из исследований:

- Брустад (Brustad, 1993) изучал детей-баскетболистов и их родителей и обнаружил, что удовольствие, которое получают родители от занятий сортом, способствует лучшей включенности детей и влияет на восприятие ребенком собственной компетентности и вовлеченность в спортивную деятельность.

- В исследовании подростков, занимающихся футболом на уровне совершенствования спортивного мастерства Ван Вайперен (Van Yrpen) (1995) обнаружил, что поддержка родителей снижает силу «ударов» от негативных последствий неудачных выступлений.

- Дуда и Хом (Duda and Hom, 1993) показали, что целевые ориентиры детей были в значительной степени связаны с целями родителей. 

- Вуэр, Ли и Альферман (2004) установили, что давление, воспринимаемое юными спортсменами, связано с направляющим и подавляющим родительским поведением.

- По данным национального опроса с участием тренеров США по теннису, 3 родителя из 10 совершают поступки, которые мешают спортивному развитию ребенка (Gould, Lauer, Rolo, Jannes, & Pennisi, 2006).

- С.Б. Шарманова, М.Ю. Алексеев выявили, что «Одна из главных причин конфликтов родителей и тренера – завышенные ожидания родителей в отношении спортивных успехов своих детей. Установлено, что у 90% тренеров существуют определенные проблемы во взаимоотношениях с родителями юных спортсменов. По мнению респондентов, эти проблемы вызваны негативными проявлениями со стороны родителей, среди которых – нарушение спортивной дисциплины, психологическое давление на ребенка, недовольство спортивными результатами, вмешательство в тренировочный процесс».

Исходя из желания родителя видеть своего ребенка счастливым, удовлетворенным, успешным,   родитель,  для повышения уровня обученности и эффективности ребенка-спортсмена,  должен оказывать своему чаду социально-эмоциональную,  материально-техническую,  финансовую поддержку. Так же родителям детей-спортсменов необходимо овладеть специальными методами общения, которые будут способствовать развитию позитивного восприятия ребенком спортивных занятий и защитит его от возможного конфликта и негатива.

Вот некоторые рекомендации:

 – Будьте образцом для подражания, пропагандируя здоровый и активный образ жизни. Если вы поможете своему ребенку сделать правильный выбор и научите его здоровому образу жизни, это поможет ему построить позитивные отношения с едой и физическими упражнениями. Личный пример – лучшее, что может показать родитель своему ребенку.

- Будьте источником постоянной безусловной любви к ребенку.

– Будьте последовательны с ребенком на протяжении всего спортивного  пути. Понимание того, что неудача является частью пути, имеет жизненно важное значение. Если ваш ребенок был назначен заменой или его не выбрали, вместо того, чтобы звонить тренеру и спрашивать, почему… поговорите с ребенком о том, что он может сделать, чтобы его снова выбрали,  убедитесь, что он дает себе наилучшие шансы начать. 

– Поощряйте и отмечайте успехи вашего ребенка со стороны в позитивном ключе. 

– Помните, что вы как родитель несете ответственность за поощрение того поведения, которое вы хотите от своего ребенка. Коучинг на боковой линии, гневные разговоры по дороге домой и выражение вашего недовольства тренером — все это повлияет на то, будет ли получать ребенок удовольствие от занятий спортом.

- Наблюдение за тем, как ваш ребенок занимается спортом, может быть эмоциональным. Главное не позволять эмоциям взять верх. Позаботьтесь о том, чтобы ваши автомобильные поездки домой были положительными и не вымещали на них свое разочарование по поводу их выступлений.

- Чем более согласованы представления родителя и ребенка, их установки и убеждения, тем больше вероятность того, что у ребенка будет положительный опыт в спорте. Вместе с этим властная позиция родителей портит отношения с ребенком и становится причиной проблем, связанных с долгосрочным спортивным и личным развитием.

- Поддерживайте позитивное отношение к спорту в целом.

-Не заставляйте их заниматься спортом, чтобы добиться успеха там, где вы, возможно, потерпели неудачу сами. Факт, сегодня успех детей является показателем достижений их родителей.

- Помните, что негативное вмешательство родителей заключается в наставлениях ребенка, противоречащих указаниям тренера.

 - Чрезмерное давление со стороны родителей является главной проблемой в детском спорте.

- Путь каждого человека к спортивному успеху будет разным, и успех может заключаться не в игре на высоком уровне, а в увлечении и энтузиазме.

И в заключении!!! Спортивное воспитание — это сложный процесс, который изменяется по мере физического, психологического и социального становления ребенка и зависит от программы подготовки и уровня его спортивного мастерства. Правильного метода воспитания нет. Эффективное спортивное воспитание зависит от ребенка, его уровня развития, родителя и контекста (содержания тех событий, в которых принимает участие ребенок). Поскольку эти переменные постоянно меняются, эффективные методы воспитания, скорее всего, также будут меняться. Поэтому необходимо контролировать условия спортивного развития юного спортсмена и регулярно обращаться за квалифицированной помощью спортивного психолога.